AAAAA A A А x

Федеральным законом от 28.06.2021 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 июня 2021 года № публикации 0001202106280033, в "Российской газете" от 2 июля 2021 года № 144), который вступил в законную силу 9 июля 2021 года, внесены изменения и дополнения в части, относящейся к вопросу привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности.

Так, статья 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 7 следующего содержания: "Невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере оборота оружия".

В свою очередь, статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также дополнена частью 36, которая изложена в следующей редакции: "Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности".

Вместе с тем, устанавливая меру ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для достижения целей административной ответственности, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, федеральный законодатель также выделил в качестве самостоятельного состава административного правонарушения часть 37 вышеупомянутой статьи, квалифицирующим признаком которой является повторное совершение противоправного деяния, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица войск национальной гвардии, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, и определил его рассмотрение аналогичным образом, как и часть 7 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 103 части 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица войск национальной гвардии, в числе прочего, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4.2 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: "Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника или должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения".

Наряду с этим, необходимо затронуть сопутствующее положение, предусмотренное частью 4.1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения".

В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса, лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование проводится на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения".

Помимо перечисленных изменений в абзаце первом части 4 стати 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях слова "случая, предусмотренного частью 4.1" заменены словами "случаев, предусмотренных частями 4.1, 4.3, 4.5".

Относительно упомянутых составов, часть 4.3 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена следующим содержанием: "Нарушение правил хранения или ношения оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния". Законодатель ужесточил ответственность за данное противоправное деяние, а также исключил состав административного правонарушения, в случае если небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия (статья 224 Уголовного кодекс Российской Федерации).

Аналогичного рода состав административного правонарушения дополнен: частью 4 статьи 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: "Нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния".

"Нарушение правил хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния", теперь охватывается частью 4.4. статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) или без таковой.

Следует отметить, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года № 1591 "О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (устанавливающего порядок хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию пункт 59 указанных Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", изложен в следующей редакции: принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, её территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.

Хранение оружия, патронов, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Ужесточена мера за "Нарушение требований законодательства об оружии участником собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, религиозного обряда и церемонии, культурно-развлекательного, спортивного и иного публичного мероприятия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния", предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до трёх лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой (часть 4.5. статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

"Незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния" выделена в отдельный состав статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Примечания к данной статье:

1. Лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьёй.

2. Не может признаваться добровольной сдачей оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию их изъятие при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по их обнаружению и изъятию.

3. Под незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьёй понимаются действия, совершение которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

Под добровольной сдачей оружия следует понимать их выдачу лицом по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения, а под прекращением разрешение (лицензии) понимается аннулирование данного документа в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 января 2020 года № 8 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия" основанием для начала административной процедуры является установление должностными лицами случаев, определённых статьёй 26 Федерального закона "Об оружии".

В статье 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях абзац первый части 1 после слов "Пересылка оружия" дополнили словами ", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,", а также часть 2 после слов "патронов к нему" дополнена словами "за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи,".

Согласно пункта "а" части 1 статьи 22 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке, в том числе огнестрельное, сигнальное, пневматическое газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей. Аналогичным образом установлен запрет на пересылку оружия пунктом 4 части 1 статьи 6 Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии".

Также потерпели изменения общие положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно срок давности привлечения к административной ответственности (в действующей редакции) за нарушение законодательства Российской Федерации в области оборота оружия составляет один год со дня совершения административного правонарушения.



    В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому за административное правонарушение назначено наказание, считается подвергнутым ему со дня вступления в законную силу постановления о его назначении до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления. Введение такого срока направлено на достижение целей административного наказания - общей и частной превенции, поскольку повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, рассматривается, по общему правилу, в качестве отягчающего обстоятельства, подлежащего обязательному учету при назначении административного наказания как юридическому, так и физическому лицу, а также поскольку оно может быть предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

    Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 23 июня 2020 года № 28-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда" установив неопределенность вышеупомянутых правовых норм в их взаимосвязи, которая влечет неоднозначное понимание и, следовательно, возможность ее произвольного применения, а потому и нарушение принципа равенства, соблюдение которого может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями, обязал Федерального законодателя внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, определяющие правила исчисления срока, в течение которого лица, уплатившие административный штраф до вступления постановления о его назначении в законную силу, считаются подвергнутыми административному наказанию.

    22.06.2021 года вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2021 года № 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который закрепляет возможность исполнения постановления о наложении административного штрафа до его вступления в законную силу и уточняет порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Такое лицо считается привлеченным к административной ответственности со дня вступления указанного постановления в законную силу до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В том случае, когда административный штраф уплачивается до вступления в законную силу постановления о его назначении, вышеупомянутый срок исчисляется со дня уплаты штрафа вне зависимости от даты вступления постановления в законную силу.