AAAAA A A А x

Обзор изменений, коснувшихся Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 В связи с принятием Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 марта 2022 года № публикации 0001202203260006), в соответствии подпунктами "а" и "б" пункта 2 перечня поручений по итогам форума Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", утвержденного Президентом Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № Пр-277, в целях совершенствования назначения административного наказания за совершение административного правонарушения юридическим лицам, в том числе в виде административного штрафа, вступившего в законную силу 6 апреля 2022 года, доводим до Вашего сведения следующие изменения и дополнения, коснувшиеся Общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 4 и 5 следующего содержания:

 "4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

 5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности."

 Введение ограничительных мер по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника связано с тем, что реализация нормативного положения, установленного частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не всегда учитывает объективную сторону административного правонарушения с точки зрения должной оценки противоправности конкретного деяния юридического лица или его должностного лица, что на практике приводит к привлечению к административной ответственности невиновных лиц, в частности, юридического лица за отдельное нарушение его работником обязательного требования, связанного с несоблюдением последним своих должностных обязанностей. Следует отметить, что нововведенные правовые нормы имеют исключительный характер по отношению к общему правилу, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 Также, принимая во внимание тот факт, что административная нагрузка на хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации остается достаточно высокой, а общий размер наложенных на предпринимателей административных штрафов продолжает расти, законодатель предусмотрел назначение в безусловном порядке предупреждения в качестве единственно допускаемого административного наказания для некоммерческих организаций, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работников, что нашло свое отражение в пункте 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", а именно: в части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях слова "может быть заменено" заменены словами "подлежит замене".

Кроме того, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размеры административных штрафов, в редакции, действующей до вступления в законную силу анализируемого Федерального закона, налагаемых на субъекты предпринимательской деятельности, не находились в зависимости от уровня развития и величины их бизнеса, организационно-правовой формы и направлений деятельности, что создает для социально ориентированных некоммерческих организаций и юридических лиц, являющихся микропредприятиями и малыми предприятиями, повышенную административную нагрузку при прочих равных условиях привлечения к административной ответственности, а в ряде случаев приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса юридического лица - субъекта малого предпринимательства или размеру принадлежащего некоммерческой организации имущества, что приводит таких лиц к грани банкротства. В связи с этим нормотворческий орган предусмотрел иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанных выше субъектов, в частности, дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 4.1.2 следующего содержания:

"Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

1. При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

3. Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.

4. Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица."

Отмечаем, что нововведенные особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям имеют императивный характер, то есть обязательны для применения должностными лицами, осуществляющими производство по делам об административном правонарушении.

Помимо этого, скорректирована статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посвященная порядку назначения административных наказаний за совершение нескольких правонарушений, в связи с тем, что в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия может быть выявлено совершение одним лицом нескольких тождественных деяний, которые образуют самостоятельные составы административных правонарушений и в отношении которых органы государственного контроля (надзора), органы муниципального надзора зачастую возбуждают отдельные административные производства, что способствовало формированию искусственной множественности административных правонарушений и, как следствие, влекло возникновение правового нигилизма в части фундаментального для административно-деликтного права положения, установленного частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В целях предотвращения возникших противоречии, сложившихся в правоприменительной практике на территории Российской Федерации, федеральный законодатель дополнил статью 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частями 5 и 6 следующего содержания:

"5. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

6. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи."

Такие нововведения стали изъятием из общего правила о назначении административного наказания при совершении лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них и образуют идеальную совокупность с поглощением мягкого наказания более строгим.

В свою очередь, дополнен перечень правил назначения наказания при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в частности, часть 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена пунктом 3 следующего содержания:

"3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа."


О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Федеральным законом от 28.06.2021 года № 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 июня 2021 года № публикации 0001202106280033, в "Российской газете" от 2 июля 2021 года № 144), который вступил в законную силу 9 июля 2021 года, внесены изменения и дополнения в части, относящейся к вопросу привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности.

Так, статья 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 7 следующего содержания: "Невыполнение законного требования или воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере оборота оружия".

В свою очередь, статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также дополнена частью 36, которая изложена в следующей редакции: "Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности".

Вместе с тем, устанавливая меру ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для достижения целей административной ответственности, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, федеральный законодатель также выделил в качестве самостоятельного состава административного правонарушения часть 37 вышеупомянутой статьи, квалифицирующим признаком которой является повторное совершение противоправного деяния, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица войск национальной гвардии, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, и определил его рассмотрение аналогичным образом, как и часть 7 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 103 части 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица войск национальной гвардии, в числе прочего, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4.2 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: "Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника или должностного лица войск национальной гвардии Российской Федерации полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения".

Наряду с этим, необходимо затронуть сопутствующее положение, предусмотренное частью 4.1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения".

В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса, лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование проводится на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения".

Помимо перечисленных изменений в абзаце первом части 4 стати 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях слова "случая, предусмотренного частью 4.1" заменены словами "случаев, предусмотренных частями 4.1, 4.3, 4.5".

Относительно упомянутых составов, часть 4.3 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена следующим содержанием: "Нарушение правил хранения или ношения оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния". Законодатель ужесточил ответственность за данное противоправное деяние, а также исключил состав административного правонарушения, в случае если небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия (статья 224 Уголовного кодекс Российской Федерации).

Аналогичного рода состав административного правонарушения дополнен: частью 4 статьи 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: "Нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния".

"Нарушение правил хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния", теперь охватывается частью 4.4. статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) или без таковой.

Следует отметить, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года № 1591 "О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (устанавливающего порядок хранения инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию пункт 59 указанных Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", изложен в следующей редакции: принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, её территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.

Хранение оружия, патронов, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Ужесточена мера за "Нарушение требований законодательства об оружии участником собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, религиозного обряда и церемонии, культурно-развлекательного, спортивного и иного публичного мероприятия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния", предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до трёх лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой (часть 4.5. статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

"Незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния" выделена в отдельный состав статьи 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Примечания к данной статье:

1. Лицо, добровольно сдавшее оружие, основные части огнестрельного оружия и патроны к оружию, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьёй.

2. Не может признаваться добровольной сдачей оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию их изъятие при задержании лица, а также при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении по их обнаружению и изъятию.

3. Под незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьёй понимаются действия, совершение которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

Под добровольной сдачей оружия следует понимать их выдачу лицом по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения, а под прекращением разрешение (лицензии) понимается аннулирование данного документа в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 января 2020 года № 8 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия" основанием для начала административной процедуры является установление должностными лицами случаев, определённых статьёй 26 Федерального закона "Об оружии".

В статье 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях абзац первый части 1 после слов "Пересылка оружия" дополнили словами ", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,", а также часть 2 после слов "патронов к нему" дополнена словами "за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи,".

Согласно пункта "а" части 1 статьи 22 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке, в том числе огнестрельное, сигнальное, пневматическое газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей. Аналогичным образом установлен запрет на пересылку оружия пунктом 4 части 1 статьи 6 Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии".

Также потерпели изменения общие положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно срок давности привлечения к административной ответственности (в действующей редакции) за нарушение законодательства Российской Федерации в области оборота оружия составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации